Тут так вкусно про "Тихий Дон" рассказывают , что я его теперь обязательно буду читать.

Что касается того же Достоевского. Бог с ними, со всеми его остальными романами, каждый из которых можно сравнить только с хорошей старой логитековской клавиатурой или черным бриллиантом, но вот "Преступление и наказание" - это, извините, в школе? Да кому же!?
Вспоминая "всех своих знакомых", свою школу и любых детей, которых я видел, или о которых слышал за всю свою жизнь. Если экстраполировать мой личный опыт, с поправкой на мое социальное окружение, связанное с местами моих проживаний и уровнем моего же образования, то получится цифра взятая целиком и полностью из головы, но вряд ли не совпадающая с действительностью более, чем на 10-15%.

Да, цифра.... Не, в голове сложно представить. Щас, в экселе посчитаю.

В общем, в масштабе всей России за последние лет 50 любовь к классической литературе появилась у - 50млн*0,0058(3)%*50=145833 человек. За 50 лет всего 146 тысяч. Процентам 5-8 из них, и это, я считаю, максимум, нравится Достоевский. 7-10 тысяч человек за 50 лет. Их же по пальцам можно сосчитать и поименно всех перечислить. Я уже не говорю о внезапной смертности, которая в первую очередь касается, как известно, лучших из нас.

Нет, я понимаю, что классическая литература преподается не только ради нее, и выбор произведения определяется не только его литературной ценностью, а и прочими критериями, которые приоритетны для воспитания из детей настоящих человеков и граждан, но к чему "Преступление и наказание"? Тем более, советским детям, которым вообще ни к чему было показывать темную сторону так нутряно, детально и пронзительно. Ну из пушки же по воробьям! Настряпали бы что-нибудь на скорую руку, более подходящее всем критериям и преподавали бы. Поповерхностнее, мораль немного попонятнее и пооднозначнее.

Любая личность, с которой общается среднестатистический человек, оставляет в нем свой следок, отпечаточек. Иногда это черные резиновые полосы от кроссовок, иногда грязная лужа от кирзачей, а иногда тонкий пыльный след от тапка-кролика, сравнимый с воспоминанием от прикосновения к щеке руки кого-то важного для тебя. А книга эта. Даже не "книга", не "произведение" - термин, дискредитированный многими поколениями учителей. Эти эмоции и мысли, которые описаны словами, которыми написана книга - это слепок личности человека, его посмертная маска, хранящая все переживания. Надень эту маску, поправь ее на себе так, чтобы она плотно прилегла к лицу и ты пожалеешь, что сделал это. Бездна. Кромешный ужас и страдания. Ад, каким он должен быть, а не таким, каким его изображают. И от этого безумия тебя отделяют только буквы на бумаге - пуленепробиваемое стекло, которое не только позволяет увидеть этот ад, но и не дает тебе провалиться в него. Но отпечаток...

"Преступление и наказание" - первоклассный "нуар". Шикарнейшая вещь, подобная "арт-трансу" в Олдивской вселенной Ойкумены. К сожалению, этот эффект присутствия, как и многие подобные вещи, например, 3D или стереоскопические картинки, "работает" не со всеми. С другой стороны, почему "к сожалению"?