Чтобы болезнь не стала "кладбищем талантов" Шишова Т. Л.
Для детей с шизотипическим диатезом так же, как и для аутистов, характерна любовь к старым вещам.
Вступление:В учебниках приводится такой пример: здоровый человек на вопрос, что общего между мостом и лодкой, обычно вспоминает про реку, может сказать: "Лодка проплывает под мостом". А больной шизофренией ответил: "Оба горбатые".Я все понимаю, но, может, и вопрос должен быть несколько иначе сформулирован? Как может быть _общим_ у этих двух предметов то, что _один_ из них может проплыть под другим? Или у нее и мост может проплыть под лодкой?
Может быть, более корректным ответом является, например, "С их помощью можно пересечь реку"? Или, если есть картинки предметов, и можно однозначно идентифицировать материал, "Они сделаны из дерева/железа/железобетона":-|
И если пример правильного ответа "здорового человека"некорректен, то чем логика составителя такого учебника лучше логики больного шизофренией, который говорит, что мост и лодка горбатые?
Допустим, в этом учебнике как-то криво переведено. Но сама статья - это разговор двух русских тётечек, а не перевод. И обе тётечки согласны с этим "проплыть под"..
И еще понравившийся кусок.И еще понравившийся кусок.
Что еще характерно для шизотипического диатеза?
Страхи. Причем, страхи необычные, странные. Например, ребенок может бояться белой пеленки или пищи какого-то определенного цвета. Характерны и странные игры. Такие дети часто любят не обычные игрушки, а осколки, обломки игрушек, бумажки, веревочки. Такие игры относятся к примитивному типу игры, который называется "манипулятивным", но поскольку шизотипальные дети обычно имеют высокий интеллект и часто даже опережают в умственном развитии других детей, мне кажется, что они вкладывают в эти примитивные игры с веревочками и бумажками какой-то свой смысл, что-то фантазируют, а не просто вертят их в руках.
А что можно сказать про развитие речи у таких детей?
Она развивается рано и бывает достаточно сложной. Они употребляют взрослые фразы...
Чем опять-таки приводят в восторг родных и знакомых?
Да. Еще они рано начинают определять фигуры по форме, цвету, рано складывают паззлы. Они рациональны, у них рано развивается логическое мышление.То есть, они бывают очень способными и одаренными.
Как следует обращаться с такими детьми?
Очень деликатно. Они требуют особо бережного отношения, чтобы их потенциал смог реализоваться. К сожалению, об этом мало знают и еще меньше практикуют. Например, таких детей нельзя выхватывать из семейной среды и помещать в детский сад. Нельзя делать без предупреждения уколы и вообще производить без предварительной подготовки какие-то неожиданные манипуляции. С шизоидными детьми нельзя поступать жестко, резко. Импульсивные, неожиданные поступки их пугают и могут вызвать срыв. Поскольку эти дети очень рациональны, нужно аппелировать в их разуму, побольше объяснять, а не общаться в приказном, командном тоне, как привыкли многие взрослые. Воспитание в данном случае должно носить очень деликатный характер. Нельзя относиться к ребенку как к своей собственности, с которой ты можешь делать все, что тебе удобно, надо считаться с особенностями малыша, стараться понять, что лучше, целесообразней именно для него, к чему у него имеются склонности и привязанности. Хотя, разумеется, это не должно выходить за границы общепринятых поведенческих правил.
Мы говорили о младенцах. А в более старшем дошкольном возрасте какие признаки должны насторожить родителей?
Опять-таки особые, необычные страхи. Сильная избирательность в питании. Чрезмерное увлечение какими-то абстрактными, "взрослыми" интересами. Например, палеонтологией, археологией, историей. Пристрастие к страшным сказкам, страшным игрушкам, динозаврам. Сейчас эти особенности шизоидных личностей усиленно подогреваются масс-культурой. Что касается динозавров, то это прямо-таки некий культ: и игрушки, и множество книг, мультфильмы, фильмы, компьютерные игры... А недавно я видела шоколадку в форме скелета. Даже для меня, взрослого человека, это был стресс. Как можно взять в руки четко выраженный человеческий скелет - для пущей правдоподобности он был сделан из белого шоколада - и съесть?! Должно настораживать родителей и увлечение ребенка компьютером. У шизоидов оно часто бывает чрезмерным, типа одержимости. Стоит забеспокоиться и если ребенок чересчур увлечется телевизором, особенно рекламой. Шизоиды, как и аутисты, очень любят рекламу. При ее звуках они готовы бросить любое занятие, прилипают к телевизору и, как завороженные, по сотому разу смотрят один и тот же ролик. Судя по всему, в рекламе есть нечто, рассчитанное именно на такой тип личности. Для шизотипальных детей характерен и перевес логического мышления, некая заумность. Они нередко задают сложные, "научные" вопросы. Например, "что такое смерть, что такое Земля, Луна?" Многие взрослые теряются, не знают, что ответить, потому что в круговороте обычной жизни об этом не задумываются. Им кажется, что перед ними вундеркинд.
А каковы такие дети в общении?
Они весьма избирательны; как правило, предпочитают более старших детей, а к младшим относятся с опаской, отторгают их. Больше тянутся к взрослым, легко вступают в контакт, но во всем этом есть легкая неадекватность, некая вычурность, гротескная взрослость рассуждений, манер, некая бестактность, отсутствие барьеров.
Панибратство?
Да. Причем, взрослым это часто нравится, потому что такая форма общения как бы возвышает ребенка, возводит его на пьедестал особого, умного, опять-таки чуть ли не вундеркинда. Тем более, что он действительно может поражать своим знанием каких-то предметов. Эти дети рано научаются читать и иногда читают взрослые книги, рассуждают по этому поводу. Но все это носит относительно детский, вполне гармоничный, хотя и несколько экзотический характер. Такие дети, как правило, производят впечатление небычных, интересных, изысканных. Им свойственен некий аристократизм, высокомерие. Но при этом они инфантильны, по-детски беспомощны, наивны.
А какой к ним нужен подход в этом возрасте?
Поскольку у них рано проявляются те или иные способности, родители часто нагружают детей занятиями. Причем, нередко пытаются приобщить к чему-то более взрослому. Например, записывают четырехлетку, у которого не по годам развито логическое мышление, в шахматный кружок или учат с трех лет математике. Но тем самым они совершают серьезную ошибку, которая может привести к ухудшению психического состояния ребенка. Наоборот, таких детей нужно не взрослить еще больше, а стараться по мере сил удерживать в нормальном детстве: стимулировать детское поведение, предлагать обычные детские игрушки, побуждать к детским играм, привлекать к детскому коллективу, к традиционным детским забавам. Им не математика в три года нужна, а катание с горки, игра в хороводы и тому подобное. Поскольку у шизоидов есть склонность отгораживаться от реального мира и уходить в виртуальный, надо усиленно привлекать их к реальной жизни. Например, к рисованию на бумаге, а не на компьютере, к разнообразным домашним делам. Очень важно стараться помочь им предолеть страхи высоты, одиночества, аутистические тенденции, научить играть по правилам, приобщить к подвижным играм, которых они часто не любят и боятся.
А как преодолеть страх перед детским коллективом? Вот, например, группа детей играет, а такой ребенок стоит в стороне...
... и высокомерно смотрит на резвящихся "малышей". Высокомерие в данном случае - защитная реакция, маскирующая страх. Чтобы его преодолеть, нужно под тем или иным предлогом вовлечь ребенка в общую игру, похвалить, дать роль лидера. Даже, может быть, не вполне обоснованно. Короче говоря, надо постараться сделать так, чтобы ребенку стало интересно принимать участие в коллективном занятии. Сам он пойти навстречу коллективу не может. Но если ему помочь, постепенно перестанет бояться и важничать.
-----------------------------------------
На выделенном мне стало интересно, как она себе представляет настоящих "вундеркиндов"Источник