Синдром Аспергера - одно из пяти расстройств аутистического спектра (РАС). Связь шизоидной акцентуации с РАС или ее отсутствие, различия, общее, причины и симптомы у меня в голове еще даже просто не улеглись, не говоря уже о том, чтобы они сделали это на свои места. Статьи, которые мне попадались и которые я прочел, не дают мне сделать какие-то выводы или дать уверенность в том выводе, который в них содержится. Поэтому начну разговаривать с утенком.
Утащил из обсуждения
Аспергер с шизоидом братья навек в ЖЖ. Табличка авторства
vorona-1———————————————————————————————————————————————————————————————
Градация идёт по мере нарастания симптомов: шизоидная акцентуация - шизоидная психопатия - шизофрения. Причём первый вариант находится ещё в пределах нормы, второй - за её пределами, третий ещё дальше за ними. А аспи слегка сбоку от этой линейки и практически на самой границе, с попаданием в отдельных случаях в ту или другую сторону от неё.
Таблица
№ | Шизоиды | Аспи |
1 | Механика такого расстройства [тут - шизоидной психопатии - V.] позволяет ему развиваться у человека, не отягощённого многолетним анамнезом и существенными физиологическими особенностями. | Синдром Аспергера затрагивает все элементы психологического устройства на уровне перехвата процесса их развития. |
2 | Шизоидность проявляется, т.е. становится видна, постепенно. | Аутизм в детстве проявляется более чем ярко. Отсюда - другой жизненный опыт. |
3 | Aбстрактное отвлечённо-философское мышление. | Конкретное целеориентированное. |
4 | Абстрактное мышление гипертрофировано по сравнению с нормой, причём, чем сильнее шизоидные черты, тем в больше степени. Один из классических примеров, когда на вопрос "что общего между карандашом и ботинком" шизоид ответил "оба они оставляют след". | Ослаблено. Более склонен решать конкретные задачи и с абстракциями "не дружит". |
5 | Характерна более высокая креативность по сравнению с нейротипичными. | Меньшая, чем у нейротипиков, креативность, но большая комбинаторность, что с виду может быть принято за креативность. |
6 | Богатая фантазия. | Фантазия - по-другому сложенные фрагменты из уже деланного и виденного. |
7 | Шизоид живёт себе в своем мире и живёт. | Аутисты часто упираются в ограничение своих возможностей, при этом имея желание прыгнуть за них (это и к общению может относится, и к обучению, и к работе). |
8 | Шизоид равнодушен к критике. (Внешняя индифферентность как к похвале, так и критике.) | Для аутиста равнодушие к критике не характерно. Характерна повышенная чувствительность к замечаниям со стороны. |
9 | Отсутствуют побуждения к социальным контактам. Шизоид больше "в себе" (?). (Шизоид "не может и не хочет".) | Побуждения сохраняются, но ограничена возможность. ("Не может, но хочет".) |
10 | Отключается (выкручивается на ноль) потребность во взаимодействии. Из-за чего эмпатия за ненадобностью не развивается. Эмоциональная холодность, отчуждённость или уплощённая аффективность. Не стремится к установлению настоящих связей с людьми.
Но! Отчуждение, от которого так страдают шизоидные люди, частично проистекает из опыта, что их эмоциональные, интуитивные и чувственные возможности не были достаточно оценены. "Дерево и стекло", т.е. бесчувственность и хрупкость вместе. Бесчувственность - это то, что на поверхности, то, что замечают окружающие, поэтому она и подаётся как признак. Про свои глубокие переживания шизоид не рассказывает. | Сохранена потребность во взаимодействии, но отключена эмпатия. Дети с СА имеют в некоторых случаях одного человека, которого они чрезвычайно уважают и чьё мнение считают авторитетным. Люди с СА способны к трогательной и глубокой привязанности. (К привязанностям способны даже очень глубокие аутисты.) |
11 | У шизоидов скорее нарушен фильтр, который дифференцирует входную информацию. | У аутистов узкий фокус обусловлен тем, что у них соответственно информационный канал более узкий, через него физически не пролазит всё, что поступает на вход. |