Quod licet Lolek, non licet Bolek.
Тут так вкусно про "Тихий Дон" рассказывают , что я его теперь обязательно буду читать.

Что касается того же Достоевского. Бог с ними, со всеми его остальными романами, каждый из которых можно сравнить только с хорошей старой логитековской клавиатурой или черным бриллиантом, но вот "Преступление и наказание" - это, извините, в школе? Да кому же!?
Вспоминая "всех своих знакомых", свою школу и любых детей, которых я видел, или о которых слышал за всю свою жизнь. Если экстраполировать мой личный опыт, с поправкой на мое социальное окружение, связанное с местами моих проживаний и уровнем моего же образования, то получится цифра взятая целиком и полностью из головы, но вряд ли не совпадающая с действительностью более, чем на 10-15%.

Да, цифра.... Не, в голове сложно представить. Щас, в экселе посчитаю.

В общем, в масштабе всей России за последние лет 50 любовь к классической литературе появилась у - 50млн*0,0058(3)%*50=145833 человек. За 50 лет всего 146 тысяч. Процентам 5-8 из них, и это, я считаю, максимум, нравится Достоевский. 7-10 тысяч человек за 50 лет. Их же по пальцам можно сосчитать и поименно всех перечислить. Я уже не говорю о внезапной смертности, которая в первую очередь касается, как известно, лучших из нас.

Нет, я понимаю, что классическая литература преподается не только ради нее, и выбор произведения определяется не только его литературной ценностью, а и прочими критериями, которые приоритетны для воспитания из детей настоящих человеков и граждан, но к чему "Преступление и наказание"? Тем более, советским детям, которым вообще ни к чему было показывать темную сторону так нутряно, детально и пронзительно. Ну из пушки же по воробьям! Настряпали бы что-нибудь на скорую руку, более подходящее всем критериям и преподавали бы. Поповерхностнее, мораль немного попонятнее и пооднозначнее.

Любая личность, с которой общается среднестатистический человек, оставляет в нем свой следок, отпечаточек. Иногда это черные резиновые полосы от кроссовок, иногда грязная лужа от кирзачей, а иногда тонкий пыльный след от тапка-кролика, сравнимый с воспоминанием от прикосновения к щеке руки кого-то важного для тебя. А книга эта. Даже не "книга", не "произведение" - термин, дискредитированный многими поколениями учителей. Эти эмоции и мысли, которые описаны словами, которыми написана книга - это слепок личности человека, его посмертная маска, хранящая все переживания. Надень эту маску, поправь ее на себе так, чтобы она плотно прилегла к лицу и ты пожалеешь, что сделал это. Бездна. Кромешный ужас и страдания. Ад, каким он должен быть, а не таким, каким его изображают. И от этого безумия тебя отделяют только буквы на бумаге - пуленепробиваемое стекло, которое не только позволяет увидеть этот ад, но и не дает тебе провалиться в него. Но отпечаток...

"Преступление и наказание" - первоклассный "нуар". Шикарнейшая вещь, подобная "арт-трансу" в Олдивской вселенной Ойкумены. К сожалению, этот эффект присутствия, как и многие подобные вещи, например, 3D или стереоскопические картинки, "работает" не со всеми. С другой стороны, почему "к сожалению"?

@темы: Достоевский, мыслишки

Комментарии
29.11.2012 в 14:55

из сияющей пустоты
Можно я вас любить буду?
29.11.2012 в 15:04

*я тут притопала с того самого поста дочери Ётунов)*
Достоевского было очень тяжело читать в школе, но мне нравился слог. А вот само произведение оставило грязно-мутное впечатление, поэтому лучше бы его перечитать. Моя подруга терпеть не могла его, но через три года перечитала и стала обожать. Созрела, наверное.
О том, что не для всех:
сомневаюсь, что во времена Достоевского преподавали бы подобные произведения.. Хотя тогда дети были совсем другие. И в наше школьное время были другие, а сейчас тем более..)

Я могу принять в школьной программе столь нелюбимый мной "Тихий Дон", того же Достоевского и не совсем высокохудожественное (ИМХО) творчество Маяковского (тут дело исключительно в эпохе, поэтому надо). Но мне не понять, что в школьной программе делает "Божественная комедия" (к слову, она почти всегда исключается во время учебного года. интересно, к чему бы это?) и "Что делать?" (которую так же пропускают). "Божественная комедия" - удивительная вещь, но в школьную программу? Увольте. Чернышевский же вообще не классик, просто "время тогда такое было, историю надо знать".

*и я люблю большие комментарии, да))*
29.11.2012 в 16:15

Quod licet Lolek, non licet Bolek.
Jotunnsdottir, Можно я вас любить буду?
Обсудите это с моей секретаршей:-|
29.11.2012 в 16:52

Quod licet Lolek, non licet Bolek.
VintaBale, выбор произведение для преподавания в школе - это, конечно, что-то непростое. Скорее всего, плод коллективной логики, воспитательного аспекта, агитационого, чьих-то личных пристрастий, общих рекомендаций, актуальных для определенного времени, еще каких-нибудь факторов. Поэтому результат не должен особо удивлять. Думаю, могло быть гораздо хуже:) Тем более, что на местах все это подвергается корректировке со стороны преподавателей.

А слог у Достоевского - особый разговор. Я после него Кинга, кажется, читал или фантастику какую-то, так первую неделю было ощущение, что газету читаю. Так это было, ну, не скучно, а как-то просто, что ли. Несмотря на то, что у Кинга, в целом, мне описания нравятся. Чего угодно описания: мерзости какой-нибудь, природы, те же страхи героев. Понятно, что перевод и всякое такое, но все же это была колоссальная разница.

По поводу "грязно-мутности" - это, на мой взгляд, вполне емко. Просто все это грязно-мутно происходило со мной. И горячечный полубред был у меня, и панический страх пожирал меня и все остальная дрянь происходила со мной. Прекращаешь читать и будто выныриваешь из очень реалистичного сна. Сна кошмарного, поэтому в реальности ты оказываешься с огромным облегчением. И вот эта способность книги пожирать своего читателя - это то, что я очень ценю в любой литературе.

PS. Хорошо было в детстве, когда любой "Таинственный остров" давал ощущение присутствия и участия в происходящем, но сейчас - хорошо, если ты чувствуешь себя наблюдателем, поэтому радует любое погружение.
30.11.2012 в 06:09

но сейчас - хорошо, если ты чувствуешь себя наблюдателем, поэтому радует любое погружение
Вот это реально так..)

У меня после чтения Шекспира обычно перекос в сторону языка и слога. После него лучше временно ничего не читать х) Мало того, что даже в рифму думаешь (обычное дело после погружения в любое стихотворное произведение), так еще и слог такой же остается некоторое время Оо То есть разговариваешь "на языке Шекспира".
Интересно, каков был бы столь любимый мной Кинг на этом языке..)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии