понедельник, 22 июля 2013
Чтобы болезнь не стала "кладбищем талантов" Шишова Т. Л.
Для детей с шизотипическим диатезом так же, как и для аутистов, характерна любовь к старым вещам.
Вступление:В учебниках приводится такой пример: здоровый человек на вопрос, что общего между мостом и лодкой, обычно вспоминает про реку, может сказать: "Лодка проплывает под мостом". А больной шизофренией ответил: "Оба горбатые".Я все понимаю, но, может, и вопрос должен быть несколько иначе сформулирован? Как может быть _общим_ у этих двух предметов то, что _один_ из них может проплыть под другим? Или у нее и мост может проплыть под лодкой?
Может быть, более корректным ответом является, например, "С их помощью можно пересечь реку"? Или, если есть картинки предметов, и можно однозначно идентифицировать материал, "Они сделаны из дерева/железа/железобетона":-|
И если пример правильного ответа "здорового человека"некорректен, то чем логика составителя такого учебника лучше логики больного шизофренией, который говорит, что мост и лодка горбатые?
Допустим, в этом учебнике как-то криво переведено. Но сама статья - это разговор двух русских тётечек, а не перевод. И обе тётечки согласны с этим "проплыть под"..
И еще понравившийся кусок.И еще понравившийся кусок.
Что еще характерно для шизотипического диатеза?
Страхи. Причем, страхи необычные, странные. Например, ребенок может бояться белой пеленки или пищи какого-то определенного цвета. Характерны и странные игры. Такие дети часто любят не обычные игрушки, а осколки, обломки игрушек, бумажки, веревочки. Такие игры относятся к примитивному типу игры, который называется "манипулятивным", но поскольку шизотипальные дети обычно имеют высокий интеллект и часто даже опережают в умственном развитии других детей, мне кажется, что они вкладывают в эти примитивные игры с веревочками и бумажками какой-то свой смысл, что-то фантазируют, а не просто вертят их в руках.
А что можно сказать про развитие речи у таких детей?
Она развивается рано и бывает достаточно сложной. Они употребляют взрослые фразы...
Чем опять-таки приводят в восторг родных и знакомых?
Да. Еще они рано начинают определять фигуры по форме, цвету, рано складывают паззлы. Они рациональны, у них рано развивается логическое мышление.То есть, они бывают очень способными и одаренными.
Как следует обращаться с такими детьми?
Очень деликатно. Они требуют особо бережного отношения, чтобы их потенциал смог реализоваться. К сожалению, об этом мало знают и еще меньше практикуют. Например, таких детей нельзя выхватывать из семейной среды и помещать в детский сад. Нельзя делать без предупреждения уколы и вообще производить без предварительной подготовки какие-то неожиданные манипуляции. С шизоидными детьми нельзя поступать жестко, резко. Импульсивные, неожиданные поступки их пугают и могут вызвать срыв. Поскольку эти дети очень рациональны, нужно аппелировать в их разуму, побольше объяснять, а не общаться в приказном, командном тоне, как привыкли многие взрослые. Воспитание в данном случае должно носить очень деликатный характер. Нельзя относиться к ребенку как к своей собственности, с которой ты можешь делать все, что тебе удобно, надо считаться с особенностями малыша, стараться понять, что лучше, целесообразней именно для него, к чему у него имеются склонности и привязанности. Хотя, разумеется, это не должно выходить за границы общепринятых поведенческих правил.
Мы говорили о младенцах. А в более старшем дошкольном возрасте какие признаки должны насторожить родителей?
Опять-таки особые, необычные страхи. Сильная избирательность в питании. Чрезмерное увлечение какими-то абстрактными, "взрослыми" интересами. Например, палеонтологией, археологией, историей. Пристрастие к страшным сказкам, страшным игрушкам, динозаврам. Сейчас эти особенности шизоидных личностей усиленно подогреваются масс-культурой. Что касается динозавров, то это прямо-таки некий культ: и игрушки, и множество книг, мультфильмы, фильмы, компьютерные игры... А недавно я видела шоколадку в форме скелета. Даже для меня, взрослого человека, это был стресс. Как можно взять в руки четко выраженный человеческий скелет - для пущей правдоподобности он был сделан из белого шоколада - и съесть?! Должно настораживать родителей и увлечение ребенка компьютером. У шизоидов оно часто бывает чрезмерным, типа одержимости. Стоит забеспокоиться и если ребенок чересчур увлечется телевизором, особенно рекламой. Шизоиды, как и аутисты, очень любят рекламу. При ее звуках они готовы бросить любое занятие, прилипают к телевизору и, как завороженные, по сотому разу смотрят один и тот же ролик. Судя по всему, в рекламе есть нечто, рассчитанное именно на такой тип личности. Для шизотипальных детей характерен и перевес логического мышления, некая заумность. Они нередко задают сложные, "научные" вопросы. Например, "что такое смерть, что такое Земля, Луна?" Многие взрослые теряются, не знают, что ответить, потому что в круговороте обычной жизни об этом не задумываются. Им кажется, что перед ними вундеркинд.
А каковы такие дети в общении?
Они весьма избирательны; как правило, предпочитают более старших детей, а к младшим относятся с опаской, отторгают их. Больше тянутся к взрослым, легко вступают в контакт, но во всем этом есть легкая неадекватность, некая вычурность, гротескная взрослость рассуждений, манер, некая бестактность, отсутствие барьеров.
Панибратство?
Да. Причем, взрослым это часто нравится, потому что такая форма общения как бы возвышает ребенка, возводит его на пьедестал особого, умного, опять-таки чуть ли не вундеркинда. Тем более, что он действительно может поражать своим знанием каких-то предметов. Эти дети рано научаются читать и иногда читают взрослые книги, рассуждают по этому поводу. Но все это носит относительно детский, вполне гармоничный, хотя и несколько экзотический характер. Такие дети, как правило, производят впечатление небычных, интересных, изысканных. Им свойственен некий аристократизм, высокомерие. Но при этом они инфантильны, по-детски беспомощны, наивны.
А какой к ним нужен подход в этом возрасте?
Поскольку у них рано проявляются те или иные способности, родители часто нагружают детей занятиями. Причем, нередко пытаются приобщить к чему-то более взрослому. Например, записывают четырехлетку, у которого не по годам развито логическое мышление, в шахматный кружок или учат с трех лет математике. Но тем самым они совершают серьезную ошибку, которая может привести к ухудшению психического состояния ребенка. Наоборот, таких детей нужно не взрослить еще больше, а стараться по мере сил удерживать в нормальном детстве: стимулировать детское поведение, предлагать обычные детские игрушки, побуждать к детским играм, привлекать к детскому коллективу, к традиционным детским забавам. Им не математика в три года нужна, а катание с горки, игра в хороводы и тому подобное. Поскольку у шизоидов есть склонность отгораживаться от реального мира и уходить в виртуальный, надо усиленно привлекать их к реальной жизни. Например, к рисованию на бумаге, а не на компьютере, к разнообразным домашним делам. Очень важно стараться помочь им предолеть страхи высоты, одиночества, аутистические тенденции, научить играть по правилам, приобщить к подвижным играм, которых они часто не любят и боятся.
А как преодолеть страх перед детским коллективом? Вот, например, группа детей играет, а такой ребенок стоит в стороне...
... и высокомерно смотрит на резвящихся "малышей". Высокомерие в данном случае - защитная реакция, маскирующая страх. Чтобы его преодолеть, нужно под тем или иным предлогом вовлечь ребенка в общую игру, похвалить, дать роль лидера. Даже, может быть, не вполне обоснованно. Короче говоря, надо постараться сделать так, чтобы ребенку стало интересно принимать участие в коллективном занятии. Сам он пойти навстречу коллективу не может. Но если ему помочь, постепенно перестанет бояться и важничать.
-----------------------------------------
На выделенном мне стало интересно, как она себе представляет настоящих "вундеркиндов"
Источник
@темы:
статьи,
акцентуации,
типология,
шизоиды
Ненависть
Все больше укрепляюсь в мнении, что лучше быть сумасшедшим, чем тупым, а хорошее отношение к людям возможно только при недостаточной информированности или огромном снисхождении.
PS. И да, я уже достаточно давно знаю и стараюсь не забывать, что мое "высокомерие в данном случае - защитная реакция, маскирующая страх".
А вообще после поста (особенно после рекомендаций) хочется поднять тост за нас, мальчиков-и-девочек-которые-выжили-и-даже-кое-как-адаптировались... Все-таки, знаете, мы с вами - большие молодцы.
Мы - молодцы, конечно, но такими темпами у меня та же социализация пойдет вспять. Например, избирательность общения из года в год только подтверждает свою эффективность и правильность этой избирательности.
Интернет, кстати, удобен еще и тем, что ты имеешь возможность сначала получить представление о человека, а потом уже начать с ним общаться..
Нет, я понимаю, что любой _нормальный ребенок_ будет постоянно играть с друзьями на улице или смотреть с утра до вечера мультики, а не читать взрослые книги и рассуждать о прочитанном. И я, конечно, тоже считаю необходимым срочное исправление этого досадного недостатка:-| Просто... ну, никому в голову не приходит, что одно без другого - это что-то утопическое? То есть, либо ребенок с удовольствием читает взрослые книги и имеет свои суждения по вопросам, о которых некоторые (не буду показывать пальцем на Jotunnsdottir) не задумываются даже и к своим сорока годам, либо он не вылезает с улицы и весь такой нормальный:-|
, которую всякие дураки считают худшей,худшую. И чтобы она могла вовремя спохватиться и вовремя сдать ребенкав психушкуспециалисту, потому что в основном тетеньки правы - это лечится. И чем раньше, тем лучше. А то доживет этот ребенок до 30 лет и к этому времени прочно укореняется, что люди вокруг туповатые, бессмысленные, неприятные и не понимают его, что так и есть, конечно.С такой установкой куда сложнее и любые отношения устанавливать, и просто даже впускать их на порожек своей жизни.Не говоря уже о том, о чем пишешь ты - неумение устанавливать эти самые отношения и поддерживать их из-за, во-первых, отсутствия этого навыка, а во-вторых, той самой "эмоциональной тупости" шизоидов, которая и в этой статейке была упомянута...
Я, честно говоря, сам не знаю, как и что у меня происходило с эмоциями. Совсем в раннем подростничестве у меня были попытки манипулировать собственными эмоциями, точнее, я пытался от них избавиться. Уж не знаю, с камим успехом. Возможно, не со всеми эмоциями, а конкретно с обидчивостью, но думаю, что не только. Хрен его теперь знает. Потом ближе годам к 17-ти пытался снова стать эмоциональнее. Это то, как я это воспринимал. Что происходило на самом деле - не представляю.
Насчет озорства хочу сказать, что любознательность и недоверие догмам в совокупности с началом девяностых, пришедшихся на мой самый активный возраст, привели к массе замечательных и любопытных открытий из разяряда: может ли не самый среднестатистический 11-летний ребенок полуметровой железякой сворачивать навесные замки с гаражей(не ради содержимого, естественно, потому что гаражи были частными)? Можно ли той же железякой расковырять кирпичную кладку и с помощью образовавшейся в результате опыта дыры организовать экскурсии по открытому юными археологами цеху (сувениры мы там набирали, потому что цех тогда был уже не государственный, но и не частный)? Что будет если 50 литров машинного масла кипятить два часа на костре, а потом перевернуть эту бочку и вылить ее содержимое на землю (шкурка на части мизинца и безымянного затянулась очень быстро)? Не считая разных подкопов, раскручивания запорных кранов на ветке водопровода, линий электропередач, развлечений со сжиженным азотом из огнетушителей и всякого рода прикладных химических экспериментов. И не без хвастовства хочу заметить, что инициатором 80% всех безобразий выступал я:-| Как собственно, и добровольцем
Кстати, очень люблю этим хвастаться...
С другой стороны, не будь в это время рядом со мной группы, которая разделяла эти интересы, я бы валялся дома и читал книжки, как и происходило в другое время..
А насчет проказ не удивлена. Я-то, скорее, имела ввиду эксперименты социальной направленности: типа устроить вечеринку, познакомиться с девушкой, выступить публично на какую-то тему, сознательно оказаться в какой-то новой обстановке и новой тусовке и т.д.
Ахаха, та же фигня )) Причем, вдобавок к этому мама меня уверяла в том, что меня все не просто любили, а обожали, и что я была любимым ребенком в семье.
Не, я не из-за того, что ты че-то не так говоришь, а просто временно занял противоположную сторону, чтобы не получилось, что мы их в два голоса не особо умными называли:-|
Для справедливости. Наверное, я все-таки наркоман. В общем, позиция адвоката дьявола.
А социальная направленность, конечно, совсем отсутствовала.
Более того, контакт с другим человеком(взрослым) во время любого из этих безобразий всегда считался "провалом операции". Если на нас обращали внимание, мы мирно уходили или улепетывали со всех ног - в зависимости от настроения этого человека. Конфликт вида "да пошел ты" был категорически недопустим.
у маленького шизоида протекает глубоко внутри, и другие симптомы (типа той же тревожности и необычных страхов) родители могут просто не замечать
Если честно, я думаю, процентов 99% неинформированных родителей вообще мало что понимают, что происходит в голове у его ребенка, даже если ребенок и нешизоидный. И даже при высоком уровне доверия между родителем и ребенком..
Какая же вы счастливая. В детстве вас обожали. И муж просто замечательный. А меня никто никогда не любил
Пвп?
Raerz, может быть, и так... О, мы-таки перешли "на ты"?)
Так что бастион пал
Разница у него в возрасте... Выискался мальчик...
Кстати, я сейчас чуть лучше осознал, зачем начинаю интенсивнее "хамить", когда общение становится боле близким:-|
Raerz, а чем чреват этот статус?))
Кстати, я сейчас чуть лучше осознал, зачем начинаю интенсивнее "хамить", когда общение становится боле близким:-| Поделишься или это так, мысль вслух?
Зависть вам не к лицу
Да и вообще мало что...Насчет причин для хамства - это все те же шизоидные прибамбасы.
В общем, я и раньше осознавал, что делаю это для того, чтобы не было проблем в будущем. Так многие, по-моему, делают. То есть человек как бы заявляет, мол, "да, вот такое я говно. Не нравится - проходите мимо."
Все ниженаписанное касается не тебя, а это именно общая бессознательная мотивация, которая заставляет меня так вести себя.
Своим хамством или же пародией на него я, во-первых, заявляю о своей аутентичности, что ли. То есть, настаиваю на своем праве вести себя даже вот таким, несколько экстремальным образом. И пытаюсь обезопасить себя от ситуации, когда при более близком отношении с человеком, вдруг выяснится, что какие-то черты моего характера или еще что-то его не устраивают, и я в такой ситуации вижу три выхода: 1 - Измениться и быть таким образом поглощенным. 2 - Не меняться и заявить о недопустимости изменения себя - может привести к конфликту или разрыву отношений. А в той же табличке по психотипам, которую недавно выкладывал, у шизоидов среди аффектов и страхов стоит "ярость по поводу отвержения", и я вполне согласен с этой формулировкой. Не знаю, насколько это верно относительно шизоидов, но у меня эмоциональный уровень переживаний, касающихся разрыва любых отношений, просто максимально высокий. 3 - Компромисс. Это позволит избежать серьезного конфликта, но недовольны будут обе стороны. То есть, кругом - чепапала.
Во-вторых, наверное, просто хочется лишний раз убедиться, что человеку действительно интересно и он не имеет ничего против того, "чтобы выносить сложные запутанные послания и сохранять намерение понимать" всякую хрень, которую мне взбредет в голову сказать.
Ну, и в третьих, таким образом я держу определенную дистанцию, когда можно будет хоть как-то свести к шутке любое этическое недоразумение. Я имею в виду совершенно интимные ситуации, касающиеся, наверное, большей частью сексуальных отношений. Их я разруливать совершенно не умею, кроме как, закосить под слабоумного котика, который смотрит сквозь твою голову на муху, сидящую на стекле.
Хм, как-то это не всегда приятно себя на куски разделывать
Хорошо, что у меня на столе валяется белый меховой терапевтический шар, с торчащими кривыми усами и засвиняченными лапами. Сопит. Сопит громко и очень терапевтически. Бежит щас куда-то во сне.
Их я разруливать совершенно не умею, кроме как, закосить под слабоумного котика, который смотрит сквозь твою голову на муху, сидящую на стекле. Какой яркий образ. Я даже попробовала сейчас))) Надо попрактиковать в каких-нибудь сложных ситуациях)).
Хорошо, что у меня на столе валяется белый меховой терапевтический шар... Шар, говоришь?.. У меня сейчас два бешенных терапевта по квартире носятся, раздув хвосты. Что, впрочем, тоже отвлекает))
Мне кажется, это не очень сложно..
У меня сейчас два бешенных терапевта по квартире носятся, раздув хвосты.
Не будем мериться хвостами. И мой второй шар где-то в другом месте валяется:Р Он просто независимый очень... пока сытый:-|
Да и не шар, а так.. на маленькую обезьяну больше похож...